Всемирный день предотвращения самоубийств

Одной из основных проблем современного общества является обострение суицидального поведения среди населения.

Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет».

Для Беларуси эта проблема также актуальна.

Что же такое суицид и суицидальное поведение?

Суицид-это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, психологических, социальных и экологических факторов.

Суицидальное поведение –  всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п.

Как предотвратить суицид?

Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способомю

До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения:

Искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез.

Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:

-немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде;

-обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье;

-осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта;

-оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении;

-установить заботливые взаимоотношения с подростком – незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне;

-избегать «дешевых» утешений или упреков;

-временно оградить подростка от стрессогенной ситуации;

-внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка;

-прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.

              Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:

-необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок;

-говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием;

-дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его;

-стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне, оказать дружескую поддержку ребенку, доверять ему.

 

поделиться в: